Главная - АСТРАХАНЬ - генеральный план карта сайта - АСТРАХАНЬ - генеральный план e-mail
 
     
     
 

    Что такое генплан?
    Официальные документы
    Файлы для скачивания
    Разработчик генплана
    Публичные слушания проекта
    Вопросы. Замечания. Предложения.
    Форум







Мой город


> Районы и Центр
История градостроительного развития Астрахани

Cуществующая планировочная структура

Основные направления территориального развития города

Модель развития планировочного каркаса


Культурное наследие и туризм

Работа

Сфера обслуживания

Жилье

Экология

Дороги и транспорт


Мой район
Планировочные районы :
Центральный

Завокзальный

Межболдинский

Заболдинский

Зацаревский

Северный Трусовский

Южный Трусовский


Мой Загород





       © 2007 Институт Урбанистики

Cуществующая планировочная структура

Жилая застройка
Историческая часть Астрахани сосредоточена между Волгой и каналами им. 1 мая и Кутузова и носит название - "Белый город". Здесь преобладает малоэтажная каменная застройка. Несмотря на то, что территория "Белого города" насыщена памятниками истории и культуры, здесь в последние годы возводятся здания 5-9 этажей.

Кремль на территории "Белого города" является цитаделью Астрахани, а Успенский собор и колокольня в центре Кремля - основное композиционное ядро и символ центральной части и всего города. Занимая доминирующее положение, Кремль при сравнительно низком и плоском рельефе окружающей территории активно участвует в формировании панорамы города и его силуэта. В прошлом Кремль имел выход к Волге, однако в настоящее время он отделен от реки 300-метровой полосой капитальной и малоэтажной застройки, мешающей зрительному восприятию памятников со стороны реки. Рядовая неисторическая застройка этой территории вплотную подходит к берегу. Набережная реки местами превращена в узкую береговую полосу, лишенную привлекательности, что не подчеркивает значимость цитадели города, лишает центр города парадности.

Жилые образования, которые исторически сложились при основных промпредприятиях как рабочие поселки, территориально разобщены. Эти поселки, как правило, были застроены 1-2-х этажными домами без инженерного благоустройства. Сегодня это уже крупные жилые массивы, хотя территориальная разобщенность сохраняется и сегодня, что оказывает негативное влияние на транспорт и сферу обслуживания этих районов.

В последние десятилетия в левобережной части Астрахани появились площадки новой многоэтажной застройки - Центральный и Кирикилинский районы. В то же время многоэтажная застройка появляется активно и в правобережной части города - Трусовский район.

В городе формируется пояс элитного жилья и жилья повышенной комфортности - это районы "Эллинг" (набережная Приволжского затона), Пролетарский, набережная Волги (район Коса). Индивидуальная коттеджная элитная застройка компактно располагается и в других районах ("Поселок нищих" и "Санта-Барбара" ), а также вдоль берега Волги.

Отличительная особенность застройки Астрахани - наличие большого количества районов ветхой жилой застройки. Эти районы располагаются в Южной части Ленинского района, северной части Кировского района (Криуши), западной части Центрального района (вдоль набережной Волги).

В 1980-90-е годы происходили процессы массового освоения городских территорий под коллективные садоводства, застройка которых дополнила уже сложившиеся районы индивидуальной застройки (Межболдинский и др.). Это привело к тому, что территориальные ресурсы города были практически исчерпаны. В массивах коллективных садоводств не предполагалось какой-либо социальной инфраструктуры, сетка кварталов еще более мелкая, чем в индивидуальной застройке, вместо улиц фактически проезды

Общественные зоны
Городской общественный центр, получил свое развитие от "Белого города" вдоль ул.Советская и ул.Кирова. Здесь сосредоточены основные административные здания, учреждения общественного и культурно-бытового назначения. Эти улицы имеют статус главных улиц города. На ул.Кирова сосредоточены в основном здания торгового назначения. В последнее время стали появляться офисы крупных компаний, банки, бизнес-центры. Кроме этих улиц в центральной части города формирующее значение имеют ул.Желябова, Ленина, Калинина, Коммунистическая, Победы. Территория "Белого города" - одна из самых благоустроенных и озелененных.

Роль спортивного ядра играет стадион в прибрежном районе на слиянии рек Прямой Болды и Волги в районе университета.

Зеленых насаждений общего пользования в городе крайне мало. Сады и скверы, в основном размещены в центральной части города, в Привокзальном и прибережном районах. Правобережные селитебные районы Астрахани почти не имеют озеленения. Местом отдыха населения служат острова: Городской и Обливной, на которых размещены пляжи и зеленые зоны. Общегородской организованной парковой и рекреационной зоны в Астрахани нет. Самый значительный парк - им.К.Маркса в Привокзальном районе. Особенно следует отметить, что зоны санитарной вредности от промпредприятий не выдержаны, не достаточно озеленены (или совсем не имеют зеленых насаждений), не соблюдены даже противопожарные разрывы. За последнее время в центральной части города активно ведутся работы по реконструкции застройки и благоустройству территории - построено несколько крупных общественно-деловых, торговых центров, реконструирован Братский сад и пешеходная Октябрьская улица.

Промышленные районы
На территории Астрахани сформировалось несколько промышленных районов, на которых, наряду с промышленными предприятиями, располагаются производственные базы строительных организаций, складское хозяйство, транспортные, коммунальные предприятия и т.п. Сокращение объемов производства, численности трудящихся привели к высвобождению части производственных площадей и территорий, которые рядом предприятий предоставляются в аренду сторонним организациям под офисы, складские помещения, что ведет к изменению функционального использования территорий (ОАО "Астраханьконсервпром", Астраханбумпром, бывший завод холодильного оборудования, территории в Кирикилинском промрайоне и другие).

В Астрахани сейчас выделяются следующие промрайоны: Южный промрайон, Северный промрайон, Кирикилинский промрайон, Трусовский промузел, Северо-Западный промрайон.

Южный промрайон расположен в Зацаревском планировочном районе. Здесь располагаются ДЗАО "Завод железобетонных конструкций-2", Завод кузнечно-прессового оборудования "АКМА", ООО "ТЗС", ФГУП "Фармацевтическая фабрика", ТЭЦ-2, пивобезалкогольный комбинат "АЛКО", ОАО "Табачная фабрика", ОАО "Лакокрасочный завод", пищевой комбинат "Астраханский", коммунальные предприятия.

Северный промрайон расположен на стыке Центрального и Завокзального планировочных районов. Здесь находится порядка 30 промышленных предприятий, самые крупные из них: Астраханская ГРЭС, Астраханский рыбокомбинат, Астраханское стекловолокно, комбинат хлебопродуктов, Астраханская судостроительная верфь, судостроительный завод "Слип".

Кирикилинский промрайон расположен Заболдинском планировочном районе. Здесь много пустующих промышленных территорий, из оставшихся крупных промпредприятий можно отметить "Астраханьстекло", "Астраханский рис".

Трусовский промузел расположен в Трусовском районе. Из крупных предприятий здесь можно отметить "Деревообрабатывающий комбинат", "Густера 2,3" (нефтепродукты), нефтебаза №5. Большую часть территории промузла занимают коммунально-складские организации.

Северо-Западный промрайон расположен на севере Трусовского района. В этом промрайоне очень много пустующих производственных территорий: "Астраханбумпром", бывший завод резиновой обуви (ОАО "Астрахим"). Из нормально функционирующих предприятий можно отметить ТЭЦ-Северная, "Деревообрабатывающий завод".

Из предприятий не вошедших в промрайоны и стабильно работающих, можно отметить ЗАО ССЗ им. Ленина, ОАО "Астраханский корабел", ОАО "Волготанкер", ОАО "Хлебозавод им. Лемисова И.Е.", ООО "ССРЗ им. 3-го интернационала".

Проблемы развития транспортных объектов

Городской аэропорт "Нариманово", принимающий пассажирские самолеты, построен на базе аэродрома местного значения. Расположен он в непосредственной близости от жилой застройки в юго-восточной части города и ограничивает его территориальное развитие в южном направлении в границах шумовой зоны и зоны подлета.

В северном направлении территориальному росту города препятствует наличие границ шумовой зоны и зоны высокочастотных излучений от аэродрома "Приволжский".

В зонах подлета, а также в границах шумовой зоны от аэродрома находится часть селитебных территорий северной части Астрахани, застроенных не только малоэтажными, деревянными, но и 5-этажными жилыми домами. На правом берегу Волги, в границы этих зон, попадают полностью жилой район бывшего целлюлозно-картонного комбината с капитальной многоэтажной жилой застройкой. На левом берегу Волги в границах шумовой зоны находится поселок при железнодорожной станции Астрахань-II и дер.Кирикили, входящие в территорию города.

Результаты градостроительного развития города характеризуются не только достижениями, но и проблемами. Эти проблемы при разработке нового генерального плана попали на "верстак проектирования" будущего Астрахани:

  • расчлененность города на два обособленных района р.Волгой при недостаточно развитых транспортных связях двух крупных городских образований
  • наличие железнодорожной магистрали, пересекающей основную левобережную часть города
  • наличие исторического ядра города, требующее строгих мер охраны
  • ограничения территориального роста в северном и южном направлениях, так как на севере проходит взлетно-посадочная полоса военного аэродрома, а на юге расположен гражданский аэропорт "Нариманово"
  • наличие большого количества ветхого фонда
  • большое количество коллективных садов в черте города (Межболдинский район и остальные, приближенные к центральной части)
  • нуждающийся в реабилитации, неблагополучный "депрессивный" район правого берега - Трусовский район
  • слабые 2-х бережные транспортные связи основных районов города
  • слабое обеспечение транспортной связи центра с окраиной
  • отсутствие нормативных зеленых насаждений
  • отрезанность города от берега Волги значительной частью промпредприятий

Архитектурно-композиционные недостатки города:

  • однообразие и вялость силуэта со стороны Волги;
  • отсутствие законченных современных градостроительных ансамблей, площадей;
  • недостаточный фронт выхода селитебных территорий на берег р.Волги, Прямой и Кривой Болды.

Вернуться на страницу : Районы и Центр

Перейти к параграфам :
История градостроительного развития Астрахани
Основные направления территориального развития города
Модель развития планировочного каркаса



Файлы для скачивания:
Схема современного использования территории - 1 839 kb

Схема планировочных районов города - 448 kb









Схема современного использования территории


Открыть в новом окне (1 839 kb)