Главная - АСТРАХАНЬ - генеральный план карта сайта - АСТРАХАНЬ - генеральный план e-mail
 
     
     
 

    Что такое генплан?
    Официальные документы
    Файлы для скачивания
    Разработчик генплана
    Публичные слушания проекта
    Вопросы. Замечания. Предложения.
    Форум







Мой город


Районы и Центр

Культурное наследие и туризм

Работа


> Сфера обслуживания
Образование и медицина

Сфера услуг и торговля

Культура и спорт



Жилье

Экология

Дороги и транспорт


Мой район
Планировочные районы :
Центральный

Завокзальный

Межболдинский

Заболдинский

Зацаревский

Северный Трусовский

Южный Трусовский


Мой Загород





       © 2007 Институт Урбанистики

Сфера услуг и торговля

Состояние инфраструктуры потребительского рынка (включая розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание) - один из основных факторов, определяющих качество городской среды, удобство её для проживания и привлекательность для гостей города. От рациональности её размещения в структуре городской застройки, начиная от внутриквартальной, и заканчивая общегородским центром и рекреационными зонами, зависит качество жизни всех слоёв населения города.

Торговые площади Астрахани представлены:

  • открытыми рынками (торговыми зонами);
  • низко капитальными строениями - киосками, палатками, павильонами;
  • встроенными помещениями в жилых и нежилых зданиях, широко представленными в центре и за его пределами;
  • отдельно стоящими капитальными зданиями - супермаркетами (универсамами) и универмагами, построенными в советское и дореволюционное время;
  • современными торгово-развлекательными центрами.

Объекты общественного питания располагаются в аналогичных объектах, причем практически всегда крупные торговые и торгово-развлекательные комплексы имеют в своем составе площади, занятые кафе, ресторанами и т.п. Строительство крупных торговых центров нового формата началось с 2000 года.

Тенденции развития сферы услуг в Астрахани:

  • рост количества объектов, площадей в них, и, соответственно, увеличение уровня обеспеченности населения за последние годы;
  • размещение объектов торговли и общественного питания в первых этажах домов, расположенных в наиболее людных местах города, прежде всего в его центральной части города. Такое увеличение происходило за счет перевода бывших жилых квартир в нежилое использование, а также за счет освоения полуподвальных и подвальных помещений;
  • увеличение плотности размещения объектов в периферийных районах города;
  • формирование рынка крупных специализированных магазинов.

Основные проблемы состояния, размещения и функционирования предприятий потребительского рынка:

  • дефицит магазинов массовой доступности в центральной части города;
  • низкий уровень организации и архитектурно-планировочных характеристик сложившейся системы рынков и уличной торговли;
  • дефицит стационарной сети торговли, крупных торговых объектов в узлах концентрации дневного населения на периферии города и восполнение дефицита рынками и временными зонами, попутной уличной торговлей;
  • дефицит стационарной сети торговли в жилых районах, в радиусе 100 м и восполнение его торговыми павильонами и палатками, лотками;
  • дефицит торговых комплексов, рассчитанных на обслуживание автомобилистов;
  • отсутствие автостоянок, неорганизованность транспортно-пешеходных связей на территории торговых комплексов;
  • отсутствие "цивилизованных" автомобильных рынков.

Проблема сводится не только к дефициту торгового пространства в городе. Многие из существующих объектов имеют неудовлетворительное качество, более 70% магазинов города не отвечают современным технологическим и потребительским требованиям.

Основные направления развития, организации и размещения предприятий потребительского рынка:

  1. формирование сбалансированной сети предприятий потребительского рынка на всех уровнях планировочной структуры города;
  2. универсализация продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
  3. развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
  4. формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
  5. организация в жилых массивах центральных торговых зон с высоким уровнем торгового обслуживания;
  6. формирование системы магазинов мелкорозничной торговли, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
  7. выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
  8. преобразование существующих вещевых рынков в торговые комплексы;
  9. формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей и на территориях бывших промышленных зон с созданием крупных многопрофильных торговых комплексов.

Стратегия развития и размещения сети объектов розничной торговли предусматривает её формирование в виде единой взаимосвязанной системы торгового обслуживания населения на основе:

  1. разнообразия структурно-функциональных параметров торговых объектов;
  2. ориентации каждого отдельного торгового объекта на конкретную зону торгового обслуживания;
  3. нацеленности на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды в городе.

Торгово-развлекательные центры и рынки. Сегодня на рынке недвижимости делается ставка на крупные многофункциональные объекты, включающие торговые, офисные и культурно-развлекательные учреждения. Это не исключает дальнейшего развития предприятий смешанного и сезонного функционирования (павильоны, киоски, лотки, навесы и т.п.), особенно в центральной части города и местах массового сосредоточения дневного населения. Удельный вес их может достигать соответственно 40-50% и 20-30% от общей вместимости сети.

Исходя из обеспеченности Астрахани современными форматами торговли, по сравнению с уровнем российских городов-миллионников, ориентировочная емкость рынка крупноформатной торговли продовольственными товарами Астрахани составляет:

  • 1 продуктовый гипермаркет (15 000 м2);
  • 15-20 продуктовых супермаркетов (500-1000 м2).

Бытовое обслуживание. Потребность населения в учреждениях бытового и коммунально-бытового обслуживания должна быть удовлетворена как за счет восстановления функционирования существующих в городе фабрик-прачечных и химчисток, так за счет возникновения сети предприятий малого бизнеса, частных и индивидуальных предприятий.

Потенциал развития рынка общественного питания Астрахани достаточно высок. На сегодняшний день, в Астрахани работает только одна современная специализированная кофейня, практически отсутствуют сети фаст-фуд и бистро. Схожая ситуация наблюдается и с барами. Почти не развит сегмент рынка ресторанов эконом и высшего класса.

Существующая ситуация позволяет утверждать, что в течение следующих 3-5 лет Астрахань ожидает бум сектора общественного питания до выравнивания его показателей с уровнем крупнейших городов. Спрос на уличное и быстрое питание будет расти вместе с развитием сектора услуг экономики города. Следовательно, развитие системы питания предполагает размещение в городе:

  • 5-7 кофеен на 50-80 мест;
  • 4-5 точек фаст-фуд на 100-200 посадочных мест;
  • Более 60 ресторанов.

Для стимулирования данного процесса представляется осмысленным проводить политику привлечения в Астрахань сетей быстрого питания, кофеен и уличного питания.

По уровню развития индустрии развлечений Астрахань значительно отстает от крупнейших городов. Магистральным направлением развития сектора развлечений должно стать привлечение "якорных" развлечений в будущие и существующие торгово-развлекательные центры (в Европе они занимают до 30% площадей). Существующие и проектируемые ТРЦ в городе не могут обеспечить размещение кинокомплекса в качестве якорного арендатора. Их специализация - торговля непродовольственными товарами. Таким образом, ниша ТРЦ с "якорными" развлечениями является незаполненной. Размещенный в подобном ТРЦ киноцентр, оборудованный современным звуком, может также служить в качестве современной закрытой концертной площадки. Площадь ТРЦ с "якорными" развлечениями составляет 30-40 тыс м2.


Вернуться на страницу : Сфера обслуживания


Перейти к параграфам:
Образование и медицина
Культура и спорт














Схема развития центров обслуживания


Открыть в новом окне (650 kb)


Дизайн и вёрстка сайта
WebLab PetrSU