Главная - АСТРАХАНЬ - генеральный план карта сайта - АСТРАХАНЬ - генеральный план e-mail
 
     
     
 

    Что такое генплан?
    Официальные документы
    Файлы для скачивания
    Разработчик генплана
    Публичные слушания проекта
    Вопросы. Замечания. Предложения.
    Форум







Пространственное развитие города


> Социальное развитие города
Образование и медицина

Сфера услуг и торговля

Культура и спорт



Экономическое развитие

Инфраструктурное развитие города

Культурное и природное
наследие — развитие туризма


Краткосрочное и среднесрочное бюджетное планирование

Долгосрочное бюджетное планирование





       © 2007 Институт Урбанистики

Согласно современным представлениям об общественном развитии, социальное развитие не является лишь "надстройкой над базисом экономического развития". В постиндустриальной модели общественного воспроизводства оно становится не только индикатором экономического успеха, но и его движущей силой. Города, в которых живут образованные, культурно—развитые и физически здоровые люди, развиваются быстрее других. Основными параметрами социального развития, которыми оперирует генеральный план, являются: (1) численность и возрастная структура населения города, (2) уровень развития социальной инфраструктуры и сферы обслуживания.

Проектная численность населения

Технология разработки генерального плана требует расчета перспективной численности населения. Именно по отношению к прогнозу численности жителей рассчитываются потребности в жилищном и общественном строительстве, другие параметры, заданные нормативными требованиями (например, количество озелененных территорий, показатели водопотребления, число мест в детских садах и школах нормировано по отношению к численности населения).

Проектная численность населения рассчитывалась с учетом естественных популяционных трендов и в предположении, что город будет успешно конкурировать за своих уроженцев и за привлечение мобильных трудовых ресурсов извне.

Численность населения Астрахани на 01.01.2005 г. составила 501,3 тыс. человек.

На срок первой очереди проекта предполагается незначительное снижение численности до 495 тыс. человек.

К расчетному сроку проекта - 2025 год - прогнозируется стабилизация и медленный рост до 506 тыс. человек.

Однако важным фактором развития является не столько количество жителей, сколько его возрастная структура, а именно, соотношение лиц трудоспособного возраста и нетрудоспособных возрастов.
Таблица "Прогноз возрастной структуры населения" показывает рост демографической нагрузки и серьезное снижение доли лиц трудоспособных возрастов - до 54% от общей численности населения к 2025 году. Расчеты генерального плана по строительству новых школ, детских садов, медицинских учреждений учитывают возрастную структуру населения.

Развитие социальной инфраструктуры и сферы обслуживания

Третичная сфера (социальная инфраструктура и сфера обслуживания) является главным мотором социального развития города.

Среди учреждений обслуживания можно выделить две категории организаций, а именно социально-значимые, где государственное регулирование по-прежнему остается определяющим и обеспечивает социальный минимум, установленный конституцией Российской Федерации. К этим учреждениям относятся: медицинское обслуживание, физическая культура и спорт,
и культурно-образовательная сфера. А также виды обслуживания, большей частью перешедшие или переходящие на рыночные отношения. Это торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, коммунальное хозяйство. Сюда же относятся учреждения здравоохранения, образования, культурно-просветительные и развлекательные учреждения, предоставляющие услуги сверх гарантированного минимума. Их развитие происходит преимущественно путем саморегуляции и определяется спросом и платежеспособностью населения.

Социальные нормативы потребности в учреждениях социальной инфраструктуры рекомендованы к использованию при разработке плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъектов Российской Федерации.

Развитие других видов обслуживания - торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммунального хозяйства, перешедших или находящихся в стадии перехода на рыночные отношения, будут происходить по принципу сбалансированности спроса и предложения с учетом тех функций, которые присущи городу.

Задачей Генерального плана является выделение территорий общественной застройки в соответствии с планировочными решениями, их состав может меняться в зависимости от возникающей потребности в различных видах обслуживания. Центры обслуживания, предусмотренные проектом генерального плана, смотрите на
схеме развития центров обслуживания.

Проектные предложения по пространственному развитию системы облуживания

Принятая ранее организация ступенчатой системы обслуживания базировалась на жестком регламентировании набора и размещения учреждений культурно–бытового назначения. Это привело к обособленности жилых образований, их оторванности от наиболее посещаемых и интенсивно функционирующих мест отдыха, развлечений и проч., что вызывает определенный дискомфорт у населения. В настоящее время функции центра активно вторгаются в систему общественной зелени и жилой застройки.
В данном проекте предлагается развитие уже начавшей формироваться ядерно–коммуникационной структуры построения
системы культурно-бытового обслуживания, соответствующей принятому в проекте каркасу градостроительной системы, которая предполагает отказ от жесткого разграничения городских функций обслуживания и активно развивать многофункциональные комплексы, где обслуживающие и деловые учреждения, офисы, магазины, транспортные устройства совмещаются с жилой зоной.

За городским центром сохраняется преобладание уникальных зданий и видов культурного и делового общения.

Во всех многофункциональных центрах предусматриваются территории не только для размещения учреждений культурно-бытового обслуживания, но и деловых, коммерческих учреждений, а также для развития производственно–предпринимательской деятельности (мастерские, небольшие по мощности производства легкой и пищевой промышленности – цеха по пошиву и ремонту одежды, мини-пекарни и т.п.).

Дополнит эту систему наличие специализированных центров обслуживания (медицинских, учебных, спортивных и др.) на отдельных, значительных по площади участках.

Кроме того, предусмотрено размещение центров обслуживания промышленно - коммунальных зон.

Полный расчет потребностей города в культурно-бытовом обслуживании смотрите в таблице
расчет потребности системы культурно-бытового обслуживания.

Ниже вы можете ознакомиться с проектными решениями генерального плана, направленными на развитие отдельных отраслей сферы обслуживания Астрахани.



Перейти к параграфам:

Образование и медицина
Сфера услуг и торговля
Культура и спорт


По теме смотри также:
параграф "Развитие пешеходных и велосипедных путей сообщения"
на страничке "Транспорт" в разделе Горожане - Мой Город
"Социальное развитие города" в разделе Власть
"Экономическое развитие города" в разделе Власть


Файлы для скачивания:
Прогноз возрастной структуры населения.pdf - 38 kb

Расчет потребности системы
культурно-бытового обслуживания.pdf
- 81 kb

Схема развития центров обслуживания.jpg - 1 909 kb






Схема развития центров обслуживания


Открыть в новом окне (1 909 kb)


Главная - АСТРАХАНЬ - генеральный план карта сайта - АСТРАХАНЬ - генеральный план e-mail